27 февраля 2020

О дыхании


       
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сер­дечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены доби­рать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укорочен­ный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.






          Внимание!

 Выполняйте упражнения в проветренном помещении или на улице (в теплое время года).
 Вдох надо делать через нос, плечи не под­нимать.
 Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
*    Выдох должен быть длительным, плавным.
*    Важно, чтобы ребенок дул с силой (а не просто выдыхал)
*    Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя теплая, рассеяная и слышится звук, похожий на (Х), значит ребенок дует не правильно.
*    Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Мно­гократное выполнение дыхательных упражнений может при­вести к головокружению.
*    После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.
Регулярное выполнение дыхательных упражений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

     Дудочка
Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.

Загони мяч в ворота
Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный ша­рик на столе, стараясь за­гнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

    
   Фокус
1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).
2.Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
3.Сделай вдох через нос.
4.Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Одуванчик
Ветер дул на одуванчик –
Разлетелся сарафанчик.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.                                                                       
Сдуй снежинку
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
 Собралися мы в кружок,
                             Завертелись как снежок.

Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю гу­бу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ват­ный шарик — «снежинку» с ладо­ни. Повтори три-четыре раза, и  сле­ди, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произно­сил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

Вертушка
Дуют дети на вертушку
Очень славная игрушка!
Крутится, вращается,
Детишкам очень нравится!
Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ».

Кораблик
По волнам корабль плывёт.              
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай                    
И кораблик опускай.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и нето­ропливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «Ш….» или «ф…»

Мыльные пузыри
Взял соломку Игорёк,                 
Надул мыльный пузырёк.
Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно наду­вать мыльные пузыри.

Бабочка
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке!
Вырежьте из бумаги не­сколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

От пальцев руки к развитию речи

 Так удивительно устроен человек, чтобы развить красивую и правильную речь нужно развивать пальцы рук, а точнее говоря мелкую моторику. Цент...